Вспоминая Леонида Владимирова

Валентина Лапичкова,

 исполнительный директор БАРК,

руководитель проектов БАРК «О чем болит душа»

 и «Свет родной души»

 

Вспоминая Леонида Владимирова – актера, режиссера,  участника проектов БАРК

             В проектной деятельности Библиотечной Ассоциации Республики Карелии (БАРК)  наибольший успех имели социально-театральные проекты «О чем болит душа» по повести Надежды Васильевой «Етишкина жизнь» (2007- 2008гг.) и «Свет родной души» по её же повести «По прозвищу Гуманоид»  (2013г.).  Все эти годы рядом с творческой группой проектов был Леонид Владимиров - режиссер и исполнитель роли Петьки Портного в проекте «О чем болит душа» и режиссер - инсценировщик проекта «Свет родной души». Кажется, это было только-что – обсуждение с Леонидом Михайловичем повестей, переработка их в пьесы и подготовка сценарного плана спектакля, подбор актеров,  первые репетиции и премьерные показы, гастрольные поездки по Карелии. Совсем недавно обсуждались новые творческие совместные планы актера и режиссера Леонида Владимирова, писателя и драматурга Надежды Васильевой и Библиотечной Ассоциации Республики Карелии.

16 июня 2014 года Леонида Владимирова не стало. Эта печальная весть оглушила многих театралов,  актеров, почитателей таланта Леонида Михайловича. Перечитывая публикации о проектах, вспоминая встречи с Леонидом Михайловичем и работу над проектами, его суждения о непростой актерской и режиссерской работе, напрашивается невольный вывод – он «сгорел» на работе, потому что жил театром и его непростой судьбой, горевал об отсутствии интересных произведений для постановок и снижении зрительского культуры. Сцена была для него жизнью и  как бы ни чувствовал себя в долгих поездках, отдавался полностью любимой работе. С творческой группой проектов отношения складывались непросто, но его знания театра и возможностей выездных показов помогли справиться со всеми творческими проблемами.

Людмила Мишина, известный в Карелии журналист, в статье о проекте «О чем болит душа» (газета «Курьер Карелии». - 2008. - 16 янв. - С. 5.) написала:  «Один из первых читателей этой повести [«Етишкина жизнь»], петрозаводский артист и режиссер Леонид Владимиров, отозвался о ней так:  «Это же готовый материал для сценария!»… Сценарий для театральной постановки рождался постепенно. Леонид Владимиров консультировал по вопросам, касающимся законов сцены: построения диалогов, мизансцен. Надежда Васильева прорабатывала материал так, чтобы ее герои на страницах книги нашли воплощение на сцене…    Случилось то, о чем мечтают все творческие люди, - идея оказалась востребована представителями исполнительной власти на местах, профессиональными управленцами, библиотечной сетью».

В другой статье, опубликованной в сети Интернет в конце ноября  2007 г., Людмила Мишина пишет: «Премьера прошла удачно. Министерство культуры и по связям с общественностью республики поддержало проект: были выделены средства на постановку и на показы спектакля в Петрозаводске, Олонце и Пряже. Депутат Государственной Думы Валентина Пивненко, побывав на премьере, которая с успехом состоялась в конце сентября на Малой сцене Национального театра, со свойственной ей напористостью обратилась к Главе Республики Сергею Катанандову с просьбой поддержать проект финансово, чтоб бесплатно показать спектакль жителям районных центров и отдалённых поселений. "Подобной поддержки за последние пятнадцать лет артисты не помнят", - цитирую слова режиссера Леонида Владимирова» (см. http://www.owl.ru/win/infolist/2007/v48_07.htm#portnoy).

Надежда Васильева, автор повести и пьесы «Етишкина жизнь» в статье «Игра как жизнь или жизнь как игра» об итогах проекта «О чем болит душа» (журнал «Библиотечное дело», 2009, №2) написала:

«…при реализации этого проекта вся тяжесть творческого груза легла на плечи режиссёра Леонида Владимирова, который исполняет и главную роль — Петьки Портного. По откликам зрителей, Л. М. Владимиров, заслуженный артист Литвы, заслуженный деятель искусств Карелии и России, настолько вжился в образ Петьки Портного, что казалось, вышел на сцену из зрительного зала, и с первого слова влюбил в себя всех от мала до велика. Он был своим, родным, ему верили, за него переживали».

Скорбная весть о кончине Леонида Михайловича долго не отпускала и мы с Надеждой Борисовной как будто заново окунулись в  проекты. Надежда Борисовна  вспоминает, что «познакомились с Леонидом Михайловичем более десяти лет назад, когда  впервые обратилась к нему за помощью в своих драматургических начинаниях. Наслышана была, что, несмотря на всю свою занятость, он не отказывал в помощи местным драматургам консультацией, конструктивным профессиональным советом. Леонид Михайлович всегда беспристрастно оценивал принесённую на его строгий суд рукопись по сути её содержания, невзирая на то, известно ли имя автора или нет, какое он занимает положение в республике, какой литературный опыт имеет. Никогда не боялся рисковать, готовя к постановке произведения местных писателей. И если замысел пьесы нравился, быстро загорался идеей, отдавая ей весь свой творческий пыл.

Наше сотрудничество переросло в очень доброе знакомство, которое оставило в сердце  неизгладимый свет. Будучи человеком с открытой душой, на рыбалке, в лесу в  поисках грибов, на даче, за дружеским застольем, с любовью и добрым юмором отзывался о своих близких. И души не чаял в «братьях меньших» - в собаках, о проделках которых всегда рассказывал с каким-то поистине детским восторгом.

В проекте «О чём болит душа» был режиссёром и исполнителем главной роли Петьки Портного в спектакле «Етишкина жизнь!..»  о судьбе жителей вымирающих российских деревень. За несколько месяцев в рамках этого библиотечно-театрального проекта творческая группа дала 47 спектаклей в разных уголках Карелии. Поездки длились сутками. В маленьком автобусе умещались и актёры, и декорации, и многочисленные пачки книг карельских авторов, которые доставлялись в муниципальные библиотеки.  Непредвиденных трудностей во время реализации проекта было много, не обходилось без некоторого раздражения, споров, разногласий. Леонид Михайлович был человеком вспыльчивым, нетерпеливым из-за высокого чувства ответственности за выполняемое дело. Однако очень быстро отходил от плохих настроений, и после успешного выступления снова шутил, «куражил», рассказывал байки, анекдоты и первым запевал весёлые песни, поднимая дух всей творческой группе. На сцене порой был непредсказуем, любил  вставлять в сценарий импровизированные реплики, чем нередко озадачивал актёров, и над чем они потом долго смеялись на обратном пути домой. Курьёзов таких было много. Вместе с руководителем проекта мы смотрели спектакль из зала все 47 раз, не теряя интереса к происходящему на сцене, хотя знали наизусть все реплики пьесы. Спектакли действительно отличались друг от друга игрой актёров, тон которой задавал главный герой  Петька Портной.

Очень важный момент в творческой биографии Владимирова отметил бывший директор тогда ещё Финского театра Эдвин Павлович Алатало на семидесятилетнем юбилее Леонида Михайловича. Он сказал, что в самые трудные для театра годы Леонид Владимиров, тогда главный режиссёр театра, не только помог театру выжить, но и удержаться на плаву, сохранить труппу. С преодоления многих рабочих проблем, с которыми сталкивался театр в ту пору, завязалась настоящая мужская дружба, испытанная и проверенная годами.

Все,  кто знали Леонида Михайловича с молодых лет, не переставали удивляться яркости и широте его натуры, заразительной энергии, естественности в манерах общения, и, пожалуй, - что самое важное! -  отсутствию фальши, как в жизни, так и в творчестве. Однако, возлагая лавры на голову юбиляра, друзья не скрывали, что с такими деятельными людьми, как  «Лёдик», порой бывает непросто, потому что они не боятся испортить отношения, и могут быть  резкими, отстаивая интересы дела.

И жаль, что Леонид Владимиров не дождался звания «Народный артист Карелии». Ведь он по праву был достоин этой высокой чести. И понятно, «о чём у нас сейчас болит душа..!».

С такой оценкой творчества Леонида Михайловича со стороны Надежды Васильевой согласна на все 100%!

К каждому участнику нашего проекта у Леонида Михайловича был свой подход, ведь всех связывала, прежде всего,  совместная творческая работа. Перед показом спектакля он был сдержан, иногда нетерпелив, всегда «примерял» спектакль к сцене, потому каждый раз это был новый сельский клуб, проигрывал с актерами сложные сцены из спектакля и мы все знали – «он здесь главный», никто не возражал и все подчинялись требованиям режиссера. Зато после показа спектакля он менялся и становился другим – общительным, веселым, легко рассказывал нескончаемые истории и анекдоты. Наверное, после двадцатого показа спектакля Леонид Михайлович  вдруг сказал мне, что его я могу называть «Лёдик» и с обязанностями руководителя проекта я справляюсь хорошо, что вполне могу быть полезна  театру, если что-то не получится в библиотеке. Его похвала мне до сих пор дорога и в моей памяти он останется  в роли Петьки Портного в  спектакле по повести Надежды Васильевой «Етишкина жизнь».

«назад