Круглый стол ЗС РК "Проблемы и перспективы развития библиотечного обслуживания в РК"

Библиотечное сообщество Карелии приняло участие в Круглом столе «Проблемы и перспективы развития библиотечного обслуживания в Республике Карелия».

Новые помещения и возможности Национальной библиотеки Республики Карелия, которая с 2015 г. открыла пристройку к основному зданию, привлекли внимание депутатов Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по образованию, культуре, спорту и делам молодежи. По инициативе Председателя комитета, члена Общественного совета БУ «Национальная библиотека Республики Карелия» А.С.Рогалевича была сформирована рабочая группа из представителей Комитета, Министерств культуры и образования Республики Карелия, ведущих библиотек г.Петрозаводска, общественных организаций и библиотечной общественности и подготовлена повестка круглого стола.

3 марта 2015 года в Национальной библиотеке Республики Карелия состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития библиотечного обслуживания в Республике Карелия». В работе круглого стола приняли участие 49 человек, среди них -  представители Законодательного собрания Республики Карелия, директора и сотрудники республиканских и муниципальных библиотек, а также представители администраций муниципальных районов, школьных библиотек и библиотек высшего и среднего профессионального образования.

Выступления участников круглого стола были посвящены различным аспектам развития библиотечного дела Карелии.

«Библиотечное дело Республики Карелия: вызовы и векторы развития» - так называлось выступление Лесонена А. Н., заместителя Министра культуры Республики Карелии. В его выступлении был дан анализ современной нормативно-правой базы развития библиотек, обозначены проблемы и перспективные направления деятельности библиотек.

Выступление «Ресурсное обеспечение деятельности общедоступных библиотек» Лапичковой В.П., ученого секретаря БУ«Национальная библиотека Республики Карелия», исполнительного            директора Библиотечной Ассоциации Республики Карелия, среди основных проблем ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек, обозначило проблемы недостаточного ресурсного фондового, финансового и технического обеспечения деятельности библиотек.

Анализ современного состояния и деятельности профессиональных объединений библиотек – РБА и БАРК был дан в выступлении «Деятельность Библиотечной Ассоциации Республики Карелия по развитию библиотечного дела и продвижению чтения» Фекличевой Н.Ю., директора БУ «Карельская республиканская библиотека для слепых», Президент Библиотечной Ассоциации Республики Карелия.

В системе библиотечного обслуживания населения библиотеки образовательных учреждений Карелии занимают значительное место, именно тема «Роль школьной библиотеки в реализации ФГОС» и координация деятельности библиотек разных ведомств при разработке и реализации Концепции развития библиотечного дела в Карелии были предметом выступления Кармазина А. С., проектор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования».  Выступление Килиной Л.В., заместителя директора Научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», посвященное теме «Роль библиотек профессиональных образовательных организаций в развитии библиотечного дела Республики Карелия», раскрыло роль Научной библиотеки ПетрГУ как методического объединения библиотек высших и средних специальных учебных заведений.

Жохова Л. П., член Общественного совета БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», внештатный советник Главы Республики Карелия по вопросам социальной политики; заместитель Председателя Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека, в выступлении «Народное просвещение. Роль библиотек» представила проектную идею возрождения народного образования на базе библиотек.

Интересным было выступление Сеппянен Т.П., заместителя Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района о проблемах реализации ФЗ-136 и ФЗ-131 в части исполнения библиотечных полномочий. От района Т.П.Сеппянен предложила провести обмен практиками исполнения библиотечных полномочий.

Участники круглого стола рекомендовали Законодательному Собранию Республики Карелия, Министерству культуры Республики Карелия, Министерству образования Республики Карелия и органам местного самоуправления предусматривать  целевое финансирования на комплектования книжных фондов и подписки на периодические издания муниципальных общедоступных библиотек, разработать  финансовый  норматив на библиотечные услуги,  обеспечить межведомственное взаимодействие в  части библиотечного обслуживания, разработать  программы развития библиотечного дела в муниципальных районах. 

 

 

Приложения

 

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ

 Круглого стола по теме:

«Проблемы и перспективы развития библиотечного обслуживания

в Республике Карелия»

 

Место проведения: Бюджетное учреждение «Национальная библиотека Республики Карелия» г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 5

Дата и время проведения: 3 марта 2015 года; 11.00 – 13.30

Приветственное слово Рогалевич Андрей Сергеевич – Председатель Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по образованию, культуре, спорту и делам молодежи

  1. Библиотечное дело Республики Карелия: вызовы и векторы развития.

Лесонен Алексей Николаевич – Заместитель Министра культуры Республики Карелии

  1.  Ресурсное обеспечение деятельности общедоступных библиотек.

Лапичкова Валентина Петровна – ученый секретарь БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», исполнительный           директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

  1. Профессиональные объединения библиотек. Деятельность Библиотечной Ассоциации Республики Карелия по развитию библиотечного дела и продвижению чтения.

Фекличева Наталия Юрьевна – директор БУ «Карельская республиканская библиотека для слепых», Президент Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

  1. Роль школьной библиотеки в реализации ФГОС.

Кармазин Анатолий Семенович –    проектор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

  1. Роль библиотек профессиональных образовательных организаций в развитии библиотечного дела Республики Карелия.

Килина Лидия Валерьевна  – заместитель директора Научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

  1. Народное просвещение. Роль библиотек.

Жохова Лилиана Павловна – член Общественного совета БУ «Национальная библиотека Республики Карелия»

  1. О реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Подведение итогов. Выступления участников круглого стола.

Лапичкова В.П., ученый секретарь

БУ «Национальная библиотека РК,

исполнительный директор БАРК

 

«Ресурсное обеспечение деятельности общедоступных библиотек Карелии»

По состоянию на 01.01.2015г. библиотечное обслуживания населения осуществляют 212 общедоступных библиотек, из них: 3 республиканские библиотеки, 125 общедоступных муниципальных библиотек и 84 библиотеки, входящих в состав муниципальных культурно-досуговых учреждений. В 2014г. общедоступными библиотеками пользовалось 393 тыс. чел, посещения библиотек составили 2,2 млн.  раз, выдача книг составила 5,7 млн.  экз.

 

В организации библиотечного обслуживания населения Карелии общедоступными библиотеками и их ресурсном обеспечении есть ряд проблем. 

 

Первая проблема - несоответствие имеющейся сети общедоступных библиотек рекомендуемым федеральным нормативам

Сеть общедоступных библиотек - основной ресурс реализации государственной культурной и библиотечной политики, ориентированной, прежде всего, на «Принятие мер по возрождению интереса к чтению» и «Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности».

Основным нормативным документом, регламентирующим сетевые ресурсы, является «Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах культуры и искусства", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 1767-р. Национальная библиотека Республики Карелия как методический центр постоянно осуществляет мониторинг сети общедоступных библиотек и для оказания методической помощи подготовила в 2010г.  рекомендации к этой методике, размещенные в Виртуальном методическом кабинете на сайте библиотеки.

По состоянию на 01.01.2015г. в 4 (Лахденпохском, Питкярантском, Прионежском,  Медвежьегорском)  из 16 муниципальных районов Карелии нет межпоселенческой библиотеки и соответственно в этих же районах сеть библиотек не соответствует нормативной потребности ( Лахденпохский - 90%, Медвежьегорский - 92%, Олонецкий - 71%, Прионежский - 94% от норматива).

С 1 января 2015г. в связи с принятием ФЗ-136 библиотечные полномочия сельских поселений должны быть переданы органам местного самоуправления муниципального района на основе регионального закона.

После принятия Закона Республики Карелия от 22 декабря 2014г. № 1852 «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» в сельских поселениях и муниципальных районах прошли сессии и были заключены Соглашения о передаче библиотечных полномочий в Кондопожском, Лоухском, Муезерском, Олонецком, Прионежском, Питкярантском, Пряжинском, Пудожском и Суоярвском районах с уровня поселений (39) на уровень района. Состояние большинства библиотек, передаваемых на район, по уровню ресурсного обеспечения не соответствует нормативам и районам понадобятся значительные средства для их развития.

На уровне поселений (19) остались библиотечные полномочия в Кондопожском городском поселении, Лахденпохском районе (5 поселений), Чупинском городском поселении Лоухского района, Медвежьегорском районе (9 поселений), Ледмозерском сельском поселении Муезерского района, Питкярантском городском поселении и Пряжинском городском поселении.

В предыдущие годы 51 поселение уже передало библиотечные полномочия на уровень района.

 

 Вторая проблема – недостаточный объем новых поступлений книг и объема периодики, книгообеспеченности и низкий уровень качества фондов

 

Формирование фондовых ресурсов – родоначальная функция каждой библиотеки, именно от качества фондов напрямую зависит качество выполнения запросов населения. В настоящее время для определения качества фонда используются такие качественные показатели как поступление новых книг в расчете на 1000 жителей и книгообеспеченность из фондов библиотек в расчете на 1000 жителей.

Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2009 № 1767-р установлен рекомендуемый ежегодный норматив новых поступлений в библиотечные фонды – 250 книг на 1000 жителей. НБ РК как методический центр регулярно проводит мониторинг этого показателя, который показывает, что количество новых поступлений фондов общедоступных муниципальных библиотек не увеличивается и не соответствует рекомендуемым нормативам: 2014г. – поступило в фонды 93 книги на 1000 жителей, 2013г. - 113, 2012г. – 97. В 2014 году в библиотеках муниципальных образований республики объем поступления новых книг из всех источников снизился ниже уровня 2012 года и составил 37% от рекомендуемого норматива.

В структуру фондов, наряду с книгами, входит периодические издания, приобретаемые за счет подписки на газеты и журналы. Нормативы минимальной ресурсной фондовой обеспеченности периодическими изданиями утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20 февраля 2008г. № 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений» (п.5.3): «Сельская библиотека любой территории должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее 1 экземпляра региональной периодики (газеты, журналы); не менее 2 экземпляров общегосударственных ежедневных полноформатных газет; не менее 1 экземпляра общегосударственной воскресной полноформатной газеты. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 10 изданий на 1000 жителей; базовая обеспеченность библиотеки периодикой — не менее 150 наименований». Этим нормативам в настоящее время не отвечает большинство сельских библиотек, а в 2014г. вообще не имели подписки библиотеки Кемского, Сегежского, Муезерского, Пудожского районов.

Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2009 № 1767-р установлен рекомендуемый норматив книгообеспеченности из фондов общедоступных муниципальных библиотек в расчете на 1000 жителей - 5000-7000 книг в городах и 7000-9000 книг на 1000 жителей. Статистический анализ объемов фондов общедоступных муниципальных библиотек в расчете на 1000 жителей свидетельствует, что в ряде муниципальных районов наблюдается как избыток фондов (как правило, это устаревшая и ветхая литература), так и недостаток фондов (если в г. Петрозаводске он компенсируется фондами государственных библиотек, то в других муниципальных районах нет доступных фондов других библиотек).

 

Третья проблема - недостаточный уровень компьютеризации библиотек и низкие темпы создания электронных каталогов

На современном этапе библиотекам придается большое значение в создании информационного общества, что отражено в главных документах: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (распоряжение Президента Российской Федерации № Пр-212 от 07 февраля 2008 г.), Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. No1815-р) и др.

Для реализации этих стратегий в библиотечной системе страны должно быть предусмотрено решение целого ряда задач, в том числе: оцифровка объектов культурного наследия, хранящихся в библиотеках; создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом оцифрованных фондов библиотек; формирование и ведение «Сводного каталога библиотек России» (СКБР); развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту, хранящемуся в библиотеках с соблюдением требований российского законодательства; развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг в части библиотечного дела.

Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденные  в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в части перевода фондов библиотек в электронную форму и развития электронных каталогов, должны быть достигнуты к 2015 году и иметь  следующие контрольные значения показателей: доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%.

Лидерами проведения работ по созданию электронных каталогов являются библиотеки Петрозаводского и Костомукшского городских округов, в которых соответственно объем электронного каталога составляет 84% и 100%. Поставленная Правительством РФ задача 100-%-ного отражения библиотечных фондов в электронных каталогах к 2017г.  может решена еще в 2 районах –Беломорском и Сегежском. В 13 из 16 муниципальных районов эта задача не может быть решена в установленные сроки и  в настоящее время отражение фондов в электронных каталогах муниципальных библиотек составляет в разрезе муниципальных районов: Калевальский район- 17% , Кемский - 13%, Кондопожский - 9%, Лахденпохский - 18%, Лоухский - 16%, Медвежьегорский - 13%, Муезерский - 22%, Олонецкий - 15%, Прионежский - 9%, Пудожский - 17%,  Сортавальский - 30%, Суоярвский - 14%.

Нормативы минимальной ресурсной технической обеспеченности утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20 февраля 2008г. № 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений» (п.5.1.4): «Комплекс технического оснащения сельских библиотек должен включать не менее:

— 2-х компьютеров (в комплектации: системный блок, 17» ЖК-монитор, клавиатура, мышь);

— 1 лазерного принтера;

— 1 копировального аппарата;

— 1 планшетного сканера;

— 1 музыкального центра;

— 1 видеомагнитофона или DVD-проигрывателя;

— 1 телефона с функцией факса;

— 1 цветного телевизора;

— 1 проектора для слайдов;

— 1 точки доступа в Интернет из расчета на каждые 500 пользователей;

— а также специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями».

Ни одна общедоступная муниципальная библиотека сегодня не имеет такого уровня технического обеспечения. Всего лишь 34% библиотек из 209 общедоступных муниципальных библиотек по состоянию на 01.01.2015г. имеют выход в Интернет, 55 % библиотек имеют персональные компьютеры.

Принимаемые в 2015г. решения о передаче библиотечных полномочий с поселений на район и централизация функций аналитико-синтетической обработки фондов и создания сводных каталогов в межпоселенческих районных библиотеках позволят более активно вести работы по созданию электронных каталогов и оцифровке фондов.

 

Четвертая проблема - низкий престиж профессии библиотекаря, старение персонала и отсутствие притока молодых специалистов, низкая заработная плата библиотечных работников.

            Библиотечное обслуживание в общедоступных муниципальных библиотеках Республике Карелия по итогам 2014г. обеспечивают 857 библиотечных работников, из них к основному персоналу относится 596 чел., в том числе 315 чел. (52 %) имеют высшее образование, 262 чел. (43%) имеют среднее библиотечное образование, стаж работы более 10 лет имеют 470 чел. (78% ),  имеют возраст от 30 до 50 лет 373 чел. (62%), более 55 лет- 173 чел. (29%). Около 12% библиотечных работников работают на условиях неполной занятости (на 0,25, 0,5, 0,75 ставки), например, в таких крупных населенных пунктах: Эстерло (695 жителей), Мегрега (664 жителя), Кривцы (798 жителей), Энгозеро (537 жителей) и др.

В настоящее время профессия библиотекаря не престижна. В библиотеки не приходят молодые специалисты с высшим библиотечным образованием. Базовое среднее библиотечное образование библиотекари до 2013г. могли получать   в Карельском колледже культуры и искусства, а с 2013г. набор на специальность «Библиотекарь» не производится.

В 2014г. появились новые возможности профессионального образования. Группа практиков, работающих в библиотеках Карелии и имеющих высшее образование, в течение 2014-2015гг. проходит обучение по учебному курсу дополнительной профессиональной образовательной программы «Библиотечно - информационные ресурсы» на базе Карельского колледжа культуры и искусства. С Санкт-Петербургским университетом культуры и искусств в 2014г. Министерство культуры Республики Карелия заключено Соглашение о сотрудничестве и в рамках этого соглашения НБ РК как методический центр провела мониторинг потребности среди библиотечных работников, не имеющих высшее образование и подготовило предварительный список. В 2014г.  начали обучение 8 чел. в составе целевого набора за счет средств федерального бюджета. На 2015г. собрано 16 заявок от библиотечных работников на обучение за счет квот для Карелии.

            В современных условиях библиотеки - методические центры через методическую деятельность и повышение квалификации обеспечивают дополнительное образование библиотекарей, которое представляет собой двухуровневую систему: первая ступень – обучение на базе Центральных библиотек районов и городов Карелии, вторая ступень – обучение на базе ведущих библиотек Республики Карелия.

В 2014г. НБ РК подготовила и провела 28 методических мероприятий по повышению квалификации, на которых прошли обучение 311 чел., в том числе 217 чел- из муниципальных библиотек (70% от их общего количества). Среди наиболее значимых методических мероприятий 2014 года - Ежегодное совещание руководителей республиканских и муниципальных библиотек РК «Актуальные проблемы библиотечного дела Республики Карелия» и межрегиональный семинар «Формула успеха: партнёрство и обмен информацией» в рамках профессионального сотрудничества Республики Карелия и Республики Коми.

 

Основная проблема -  недостаточность финансирования библиотек и отсутствие финансового норматива на оказание библиотечных услуг/ библиотечные полномочия, которая влечет за собой финансирование общедоступных муниципальных библиотек по всё тому же остаточному принципу.

 

По данным государственной статистики, затраты на библиотечное обслуживание в 2014г. по общедоступным библиотекам (128 библиотек, без данных по 84 библиотекам КДУ) составили 268430 тыс. руб., из них по муниципальным библиотекам - 191101 тыс. руб.

На 1 жителя затраты на библиотечное обслуживание по общедоступным библиотекам в 2014г. составили 423 руб., из муниципального бюджета -301 руб. (по муниципальным районам: г. Петрозаводск без республиканских библиотек-127 руб., г. Петрозаводск с республиканскими библиотеками - 411 руб., г Костомукша-230 руб., Беломорский район- 863 руб. Калевальский район- 1040 руб., Кемский район- 770 руб., Сегежский район- 409 руб., Сортавальский район – 980 руб.).

  Сколько стоит библиотечное обслуживание 1 жителя? Сколько надо финансовых средств на реализацию библиотечных полномочий? Этот вопрос в связи с внедрением ФЗ № 131 всегда очень остро стоял перед каждым муниципальным образованием, а в настоящее время в связи с внесением Законом №136 изменений в ФЗ № 131 он стоит еще острее. Депутаты сельских поселений и библиотечные работники при встречах задают справедливые вопросы - когда же будет принят финансовый норматив на библиотечные полномочия, тем более что такой опыт в Карелии есть.

В Республике Карелия вопрос стоимости библиотечного обслуживания на 1 жителя (без стоимости коммунальных услуг) уже был рассчитан в 2004г. – это 250 руб., которые составляли финансовый норматив, применяемый при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных районов по Закону РК № 962-3 РК от 5 июня 2006 г. (в 2005 году – 227 руб. по Закону РК № 916-3 РК от 01.12.2005 г.), которые были отменены.

Расчетом финансового норматива на организацию библиотечного обслуживания в течение 2004–2006 гг. занималась Национальная библиотека Республики Карелия, в него вошли следующие параметры:

–        в населенном пункте от 300 жителей должна быть стационарная муниципальная библиотека;

–        не менее 50 % населения являются пользователями муниципальных библиотек, в т. ч. не менее 90 % детей и юношества являются пользователями библиотек;

–        книгообеспеченность составляет не менее 6 книг на 1 жителя;

–        пополнение фондов составляет не менее 0,25 книг в год на 1 жителя;

–        обновляемость фондов составляет не менее 10 % в год от имеющегося фонда;

–        кадры библиотек 1 раз в 5 лет повышают свою квалификацию;

–        каждая библиотека имеет телефон, выход в Интернет, компьютер, копировальную технику, библиотечную мебель, пожароохранную сигнализацию, огнетушители;

–        в каждом районе имеется библиобус для обслуживания отдаленных населенных пунктов, маломобильных групп населения.

В настоящее время важно создать финансовую основу реализации библиотечных полномочий и рассчитать финансовый норматив на библиотечное обслуживание в расчете на 1 жителя. Без формирования основного ресурса в достаточном объеме – финансов - говорить о развитии муниципальных библиотек весьма проблематично.

 

Выводы и предложения

Библиотечное пространство Карелия как часть единого библиотечного пространства России представляет собой систему связей библиотек и их партнеров и строится на традициях, общности целей библиотечной деятельности, равенстве среди библиотек, профессиональной солидарности библиотечного сообщества. Конечной целью формирования библиотечного пространства Карелии является объединение библиотек на основе информационных технологий, координации и кооперации деятельности, определении места и роли каждой из библиотек в системе библиотечного обслуживания, покрытие территории Карелии таким библиотечным «зонтиком», чтобы не было населенных пунктов, не обеспеченных библиотечным обслуживанием. Именно на эти цели направлен проект Концепции развития библиотечного дела Карелии.

В 2014г. в Карелии шла активная работа по разработке Концепции развития библиотечного дела, которая направлена на формирование качественно новой, адекватной ожиданиям пользователей системы библиотечного обслуживания с целью реализации прав граждан на оперативное получение информации и приобщение к культурным ценностям, поддержку интереса к чтению. В 2015г. эта работа будет продолжена и в рамках республиканского совещания директоров республиканских и муниципальных библиотек в марте 2015г. состоится обсуждение проекта Концепции.

Основой реализации Концепции является развитая, уже сформированная сеть общедоступных библиотек РК. Население Карелии по итогам Всероссийской переписи библиотеки по состоянию на 01.01.2011г. обслуживали 571 библиотека, из них 238 – общедоступные библиотеки (42%), 243 - библиотеки общеобразовательных учреждений и дополнительного образования (43%), 43 -  библиотеки высшего, среднего и начального профессионального образования. 71% общего числа пользователей библиотек Карелии приходится на общедоступные библиотеки, а также 57 % посещений, 62% книговыдачи, 42% фонда, 57% персонала библиотек. Сбор сведений о библиотеках Карелии проходит один раз в пять лет, в настоящее время Министерство культуры Республики Карелия и библиотеки – методические центры готовятся к проведению паспортизации библиотек по состоянию на 01.01.2016г.

Общедоступные библиотеки РК сегодня стремятся быть современными, в них происходит изменение функций и на первый план выдвигаются культурно-просветительская и информационная функция. Основной вектор развития библиотечного обслуживания в Карелии - «Ресурсы. Услуги. Качество» - определен библиотечным сообществом еще в середине 2000-х годов как стратегическое направление деятельности библиотек. От решения именно этих вопросов зависит реализация миссии любой общедоступной (публичной) библиотеки – формировать социально-культурную среду, в которой успешно проходило бы информационное и культурное развитие человека; создавать в библиотеке условия для проявления способностей жителей; содействовать стабильному и экономическому росту территории. Вложения в организацию библиотечного обслуживания не дают быстрого эффекта и отдачи, это долгосрочные инвестиции для тенденций роста, это инвестиции в человека, в будущее страны.

 

Предложения:

Законодательному собранию Республики Карелия:

- Разработка финансового норматива на библиотечное обслуживание.

- Выделение средств из республиканского бюджета на комплектование фондов муниципальных библиотек.

«назад