Обоснование разработки стандартов БАРК
Формирование единого библиотечного пространства Республики Карелия, кроме понимания самой его сути, требует развития библиотечного законодательства республики и его нормативно-правовой базы. Необходимость разработки региональных стандартов продиктована следующими факторами:
-
изменение федерального законодательства по вопросам библиотечного дела;
-
приведение действующего регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством;
-
принятие новых законов Республики Карелия и отмена Закона Республики Карелия «О библиотечном деле»;
-
развитие библиотек и необходимость их адаптации к современным условиям развития общества;
-
объединение библиотек республики в профессиональную общественную организацию, располагающую большей свободой в разработке приоритетов и принципов развития библиотек и имеющего механизмы влияния на органы власти и управления, библиотечное сообщество и своих членов.
Реформа местного самоуправления, осуществляемая с 2006 года, направлена на решение важных социальных задач и способствует формированию гражданского общества. Выделение полномочий по организации библиотечного обслуживания среди полномочий муниципальных образований свидетельствует о признании роли библиотек в развитии местного сообщества и накладывает обязательства на их реализацию. Муниципальные образования обеспечивают решение вопросов местного значения и осуществляют полномочия в части организации библиотечного обслуживания населения на основе действующего законодательства РФ и РК и муниципальных нормативных правовых актов, а также могут использовать рекомендации и предложения различных организаций по профессиональным вопросам.
Для библиотечного сообщества важно публично заявить политику, стратегию и приоритеты развития БАРК и получить от общества, органов власти и управления разных уровней поддержку в построении единого библиотечного пространства Карелии.
Стандарты направлены на формирование единого библиотечного пространства и обеспечение понимание сути библиотечного обслуживания в свете ФЗ № 131 на территории Карелии.
Стандарты разработаны на основе анализа состояния библиотечного дела в республике и с учетом международных и российских тенденций развития библиотек. Услуги общедоступных библиотек доступны 95,4 % населения республики, пользователями этих библиотек является около 60 % населения. Для Карелии характерна низкая плотность населения, по итогам переписи населения 2002 года она составляет около 4 человек на квадратный километр. Наряду с большим количеством населенных пунктов (775), в 94 не проживает население, в 331 население (2,4 % от общего числа населения) не имеет доступа к библиотечному обслуживанию. В среднем в городах и поселках городского типа проживает 2239 человек, в сельских населенных пунктах – 265 человек, поэтому среди муниципальных библиотек преобладают небольшие библиотеки. Слабо развито внестационарное обслуживание, из 18 муниципальных районов (городов) библиобус есть только в одном районе, срок его эксплуатации – более 20 лет. Ресурсная база муниципальных библиотек недостаточна и требует срочного обновления и модернизации, медленно внедряются процессы нформатизации в практику работы сельских библиотек, очень низок уровень обновления библиотечных фондов, особенно для детей и юношества.
Для успешного и устойчивого развития муниципальных библиотек Карелии необходимы закрепленные в виде стандартов нормативы организации библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях республики. Стандарты охватывают наиболее общие и важные вопросы деятельности муниципальных библиотек: цели, задачи, принципы, основное содержание и функции библиотек, рекомендуемые минимальные нормативы ресурсной обеспеченности библиотек, услуги библиотек, вопросы аттестации и аккредитации библиотек. К стандартам прилагаются проекты важных документов, которые более детально раскрывают деятельность муниципальных библиотек и способствуют формированию единого библиотечного пространства Республики Карелия как части единого библиотечного пространства России.